index
Краткий словарь терминов, связанных с устройством байка. Издание первое, будет расширяться и дорабатываться, по возможности дополняясь картинками. Некоторые вполне понятные определения приведены в основном для указания их английского перевода. По ссылкам на терминах находятся соответствующие им рисунки. Знаком (?) отмечены максимально близкие по значению переводы терминов, взятые из общетехнических словарей, и возможно неточные в контексте англоязычной МТБ-терминологии.
А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  
Амморт , Shock link
  (Shock absorber)Устройство для гашения ударов, состоящее из упругого элемента (пружины coil spring или воздушной камеры air spring) и демпфера (damper). Слово обычно применяется к заднему аммортизатору.
Барабан , FreeHub, Freewhell
  Часть задней втулки с узлом сцепления внутри, на которую устанавливается кассета.
Бустер , Booster link
  Деталь, в форме подковы, устанавливаемая на ободные тормоза для увеличения жёсткости рамы или вилки в месте их крепления, и следовательно увеличения эффективности блокировки колеса. Часто применяется в триале.
Вибрик, Вибрейк , V-brake link
  "Векторные тормоза". Тип ободного тормоза (см рис.) Применяются на большинстве недорогих велосипедов, вследствии их простоты и невысокой стоимости. Имеется разновидность вибрейков с параллельным подводом колодок - это наиболее эффективные ободные тормоза с механическим приводом.
Вилка , Fork link
  Часть байка, соединяющая раму и переднее колесо, несущий элемент для управления байком. Бывают жёсткие и аммортизационные, последние подразделяются на однокоронные и двухкоронные. По типу аммортизатора делятся на эластомерные (простейшая категория) и пружинны или воздушные (в различных комбинациях) с маслянным демпфером различных конструкций.
Втулка , Hub
  Узел, который обеспечивает вращение колеса. Состоит из корпуса, к которому крепятся спицы и оси, закрепляемой в вилке или раме. Может быть собрана на разборных или закрытых шариковых подшипниках. В некоторых случаях (втулки под 20мм ось), сама ось может отсутствовать.
Вынос , Stem link
  Деталь, соединяющая руль со штоком вилки. Свариваются из труб или фрезеруются из целого бруска дюраля. Геометрически характеризуются длинной и углом подъёма. Также различаются типами креплений и посадочными размерами.
Гидра, Гидравлика , Hydraulic
  Обычно - гидравлические тормоза (Hydraulic brakes)- дисковые или ободные тормоза, в которых тормозное усилие от ручки на колодки передаётся посредством тормозной жидкости. Иногда употребляется в отношении гидролинии.
Гидролиния , Hose
  Армированный шланг, проводящий тормозную жидкость из ручки в каллипер в гидравлических тормозах.
Гироротор
  Устройство для передачи тормозного усилия, прозволяющее свободно прокручивать руль на любое число оборотов. Ставится как правило на БМХ и иногда на МТБ, требует специальных креплений на стакане рамы. В основном широко применяется для тормозов с механическим приводом, но существует также конструкция и для гидравлики.
Горилла , Brake Arch
  Дугообразная деталь, соединяющая правую и левую "штанины" у штанов аммортизационной вилки, служит для увеличения жёсткости конструкции. В основном представляет со штанами цельнолитную конструкцию, но бывает и съёмной. У большинства вилок располагается спереди ног, у вилок Manitou - сзади. бывает двойная, например вилки Magura.
Грипса,мн.Грипсы , Grip,Grips
  насадки на руль из резины или других полимеров. Конструктивно делятся на два типа: просто натягиваемые на руль и имеющие жёсткое крепление просредством лок-он'ов, как правило с жёсткой основой внутри. Бывают разной толщины и жёсткости.
Дропаут , Drop-out
  Часть рамы или вилки, в которой крепится ось колеса. На рамах различаются горизонтальные (для натяжения цепи при установке синглспида) и вертикальные - рассчитанные на установку колёс с креплением на эксцентрике или 9-10 миллиметровой осью. Вертикальные дропауты предполагают использование переключателя передач или натяжителя цепи с синглспидом. На вилках различаются дропауты под эксцентрик и 9-10 миллиметровую ось, и под 20мм ось.
Каллипер , Calliper
  Рабочая часть дискового тормоза, обеспечивает сжатие тормозного диска колодками.
Камера , Tube
  Резиновый баллон тороидальной формы, удерживающий в колесе воздух под давлением.
Каретка , Bottom Braket, BB
  Узел с подшипниками, обеспечивающий установку шатунов на раме и их вращение . Крепится на завинчиваемых или запрессовываемых в кареточную трубу чашках. В зависимости от конструкции ось шатунов может входить в состав каретки или в состав шатунов.
Кареточная труба , Bottom Braket Tube
  Часть рамы, короткая горизонтальная труба в которой крепится каретка. Расположена в нижней части рамы, поперечно продольной оси байка. На внутренней стороне трубы, на пару сантиметров с каждого конца, нарезана тонкая резьба для завинчивания чашек каретки (для кареток БМХ-типа резьба отсутствует и чашки впрессовываются). На подвесах как правило является частью переднего треугольника, реже - располагается в основании нижних перьев подвески (заднего треугольника) или соосно с их креплением к раме. Кареточная труба имеет несколько стандартов ширины.
Кассета , Cassete
  Блок ведомых звёзд, устанавливаемый на задние втулки с барабаном. Звёзды, корме одной-двух меньших, скреплены вместе разборным или неразборным соединением, а на барабане фиксируются шлицевой гайкой. бывают на 5,8 и 9 звёзд.
Колодки тормозные , Brake Pad
  Элемент тормоза, сцепляющийся с ободом или колесом и затормаживающий его вращение. Основа колодки - металлическая пластина, служащая подложкой или каркасом, а рабочая часть - специальный компаунд. У колодок для ободных тормозов он состоит из различных полимеров, а у колодок дисковых тормозов - из спрессованной смеси различных смол, металлической стружки и присадок. Различный компаунд даёт различное качество торможения и может предназначаться для различных погодных условий.
Контакты
  Педали, имеющие замок, позволяющий закрепить в нём специальную обувь с креплениями под контактные педали. Шип на креплении ботинка вставляется в педали и фиксируется в ней пр помощи пружинного замка, а при небольшом повороте ноги в сторону, ботинок отстёгивается от педали.
Конус , Cone
  Внутренняя часть разборного подшипника. Кольцо или втулка, имеющая на внешней конической стороне дорожку для качения шариковых подшипников. В некоторых узлах (например рулевой колонке) с закрытыми пром-подшипниками, используется простое коническое кольцо, служащее опорно-центрирующим элементом.
Корона , Crown
  Деталь, соединяющая шток вилки с ногами. Шток и ноги обычно запрессовываются в корону, хотя может быть разборное крепление ног. У двухкоронных вилок как правило обе короны снимаются с ног и как минимум одна - со штока.
Косынка
  Элемент усиления рамы или других деталей, как правило в районе сварных швов и в местах, испытывающих наибольшие напряжения. Представляет собой пластины металла, привариваемые в наиболее нагруженных местах конструкции.
Лапка
  1)Лапка заднего переключателя передач - пара пластин с зубчатыми колёсиками между ними, которая является рычагом, натягивающим цепь в приводе с несколькими передачами. В зависимости от разницы в размерах самых больших и самых малых звёзд в приводе, лапка переключателя может быть короткой, средней или длинной.
2)Часть "паука" - одно из четырёх или пяти симметричных ответвлений на пауке, к которым крепятся ведущие звёзды и рок-ринг.
Ластик, эластомер
  "Демпфирующий" элемент в эластомерных вилках. Представляет собой цилиндр из упругого синтетического материала (эластомера), который гасит свободные колебания пружин в вилке и несколько замедляет сжатие и отскок вилки.
Линк , Link
  1)Звено цепи - в обычных цепях есть внешние или внутренние линки.
2)Один из подвижных элементов рамы с задним амортизатором (рамы для подвеса).
Лок-он , Lock-On
  полукольцо, стягиваемое на руле винтом, для фиксации грипс.
Манетка , Shifter
  Устройство для управления переключателем передач. Бывают триггерные - передачи переключаются рычажками, грипшифты (gripshift) - переключение производится поворотом барабана манетки вокруг руля, и комбинированные с тормозными ручками - переключение передач производится отклонением тормозной ручки в стороны, а торможение - нажатием. Триггерные манетки иногда объединяют в одном корпусе с тормозными ручками, но тормозные ручки и механизм переключения передач при этом остаются независимыми.
Машинка
  1)применительно к дисковым тормозам - то-же, что и каллипер.
2)иногда так именуют задний переключатель передач.
Механика
  Тормоза с механическим (посредством троссика) приводом, обычно употебляется применительно к дисковым тормозам.
Натяжитель цепи
  1)Механизм для натяжения цепи, который устанавливается вместо заднего переключателя передач, при использовании сингл-спида на раме с вертикальными дропаутами. В простейшем случае представляет собой подпружиненный рычаг со звёздочкой на конце, или же с лапкой и двумя звёздочками на ней.
2)Для рам с горизонтальными дропаутами это специальные насадки, которые ставятся на ось втулки и за счёт болтов, упирающихся в торцы дропаутов, позволяют удобно и правильно натянуть цепь и ровно зафиксировать колесо перед затягиванием гаек на оси.
Ниппель , Nipple
  1)Втулка с резьбой внутри и шляпкой, похожей на винт. Закрепляет и натягивает спицы в ободе.
2)Клапан, вделанный в колёсную камеру для накачивания в неё воздуха.
Ноги , Upper Legs
  Часть аммортизационной вилки. Трубки, с гладкой внешней поверхностью, которые вставляются в штаны, обычно сверху, и крепятся к короне. В устанавливаются пружины и демпфирующие элементы. Также - часть жёстких вилок - трубы, соединяющие дропауты и шток.
Обод , Rim
  Внешняя жёсткая часть колеса, укрепляемая на втулке за счёт натяжения спиц. Представляет собой катанный гнутый профиль, на стыках соединённый штифтами или сваренный (иногда и то и другое). Взависимости от количества стенок бывают одинарными или двойными. Для увеличения прочности у отверстий для спиц, они могут делаться пистонированными - с заклёпками вокруг отверситй для спиц.
Однозвенка , Half-link link
  Цепь, имеющая одинаковые звенья, что позволяет более точно подобрать длину цепи для сингл-спида, так как длину цепи можно менять на одно звено (в обычных цепях звенья парные - внутренние и внешние и потому их длина меняется на два звена). Однозвенные цепи делаются для БМХ-систем.
Паук , Spider
  1)Деталь, на которую крепятся ведущие звёзды, может быть с 4-мя и 5-ю лапками. В зависимости от конструкции системы, паук мжет быть частью шатуна (обычно у дюралевых шатунов) или крепиться на шатун подобно переходнику.
2)Часть ротора дискового тормоза, которая служит переходником между втулкой и самим диском ротора, соединяясь с ним на специальных заклёпках.
Пега, (мн. п`еги) , Peg, pegs
  Специальная короткая труба, которая навинчивается на ось втулки. Используется обычно в БМХ для скольжения по препятствиям (контактное катание) или катания в стиле Флэт (Flat).
Педаль , Pedal
  Элемент привода, обеспечивает опору для ноги байкера и сцепление её с байком. Крепится на шатун (т.е. рычаг кривошипа). Педали бывают обычные, контактные (со специальным замком, фиксирующим подошву) и \"топталки\" - педали с большой площадью платформы.
Переклюк , Derailleur
  Переключатель передач, иногда называется суппортом. Механизм, производящий перебрасывание цепи с одной звезды на другую для изменения передаточного числа, и удержание цепи на заданной звезде. Задний переключатель кроме этого ещё и натягивает цепь.
Перо
  Элемент заднего треугольника рамы. Это труба, идущая от подсидельной трубы к дропауту. Соответственно перья бывают верхними и нижними, правыми и левыми.
Петух , gear hanger link
  Специальный переходник, на который устанавливается задний переключатель. Предназначается для защиты дропаута рамы и заднего переключателя от повреждений - при сильных ударах или отрывании переклюка в спицы, он ломается не давая деформироваться самой раме и иногда - переключателю передач. На более дешёвых рамах петух несъёмный и является частью дропаута.
Пин , Pin
  Сплошная или полая ось, соединяющая звенья цепи, которая плотно запрессовывается во внешние линки цепи и свободно вращается во внутренних. Вынимается и устанавливается при помощи выжимки цепи.
Подвес, Двухподвес , Full Suspension Bike
  Байк с аммортизационной вилкой и задним аммортизатором, предназначенный для Даунхила и Фрирайда, в крайнем случае для гонок Кросс-кантри. Прогулочные велосипеды, имеющие задний "аммортизатор" подвесами не называются.
Подсидел , SeatPost
  Подсидельный штырь - труба, для крепления седла и регулировки его по высоте. На верхнем конце имеет крепление для седла (иногда - съёмное). В основном, подсидельные штыри имеют круглое сечение (нескольких стандартных диаметров), но на некоторых шоссейных байках применяются подсиделы с каплеобразным аэродинамическим сечением.
Покрышка, Покрыха , Tire
  "Чехол" для камеры из жёсткой, армированной различными материалами, резины. В зависимости от назначения имеют разную ширину, тип протектора а также разную толщину стенок и жёсткости компаунда. Кроме обычных, существуют и бескамерные покрышки.
Пром
  "Промышленный" подшипник закрытого типа, неразборный. Обычно имеют лучшие характеристики вращения, по сравнению со конусными. Существует два типа промов: с сепаратором, разделяющим шарики, и без сепаратора - где шарики размещены практически вплотную друг к другу по всему подшипнику.
Проставка , Spacer
  Проставочное кольцо.Циллиндрическое кольцо, обычно из дюраля, инода из жёстких композитов. Проставочные кольца устанавливаются под вынос в безрезьбовых рулевых колонках для регулировки высоты руля над рамой, на чашки каретки для подгонки под ширину кареточной трубы, в некоторые аммортизационные вилки для изменения длины их рабочего хода.
Рама , Frame
  Основная несущая конструкция байка, сваренная из стальных или дюралевых труб или профилей, или же сделанная из карбонового монокока. Кроме материала, главным параметром рамы, определяющим её специфику и назначение, является геометрия, а также наличие задней подвески.
Рок, Рокринг , Bash Ring, Rock Guard
  Диск из дюраля или толстого прочного пластика, устанавливаемый на систему для защиты звезды и цепи от ударов о твёрдые поверхности. Кроме того рок-ринг может иметь насечки для зацепления за грани препятствий для контактных стилей катаниия.
Ротор , Disk
  Тормозной диск. Представляет собой диск из стальной пластины (обычный ротор), или плоское кольцо, соединённое заклёпками с дюралевым переходником, что обеспечивает большую жёсткость и охлаждение.("плавающий" ротор).
Рубашка , Cable Outer
  Гибкая трубка для прокладки тросиков тормозов и переключателей передач. Состоит из металлического армирования (спирально накрученной или продольно расположенной проволоки) и двух полимерных оболочек - внутренней и внешней. Кроме того, может иметь дополнительную более тонкую армирующую оплётку.
Рулевая колонка , HeadSet
  Подшипниковый узел, обеспечивающий вращение вилки относительно рамы. Состоит из пары чашек, запрессовываемых в рулевой стакан, насыпных или закрытых подшипников и конусных колец (конусов) для плотной установки штока вилки в подшипниках.
Руль , HandleBar
  Деталь, для удержания байка и управления им, которая крепится к штоку вилки посредством выноса. Представляет собой тянутую или, в дешёвых вариантах, сварную трубу из стали, дюраля или карбона, форма и материал которой зависит от типа байкка.
Система , Crankset
  Ведущая часть привода, состоящая из шатунов, одной или нескольких звёзд и рокринга (опционально) в сборе. Система может иметь как разборную, так и неразборную конструкцию.
Собачки (собачка)
  Деталь в храповом механизме сцепления в приводе байка. Несколько собачек, обычно 3-4, устанавливаются в пазы барабана задней втулки и удерживаются на нём пружиной в виде разомкнутого кольца. При вращении барабана по часовой стрелке они выступающими краями упираются в зубчатый цилиндр в корпусе втулки и обеспечивают сцепление, а при обратном вращении - свободный ход.
Спица , Spoke
  Деталь для соединения обода со втулкой. Обычно это металлический стержень из стали или латуни, со шляпкой со стороны втулки и резьбой со стороны обода. Как правило имеет круглое сечение, постоянной или переменной длины. Внекоторых случаях спицы могут иметь и плоское сечение для улучшения аэродинамики гоночных велосипедов. Для облегчения веса иногда применяются полимерные спицы.
СС [СэСэ],СинглСпид , Single-Speed
  Привод с одним постоянным передаточным соотношением и, соответственно, только с двумя звёздами.
Стакан , Head Tube
  Почти вертикальная труба в передней части рамы, в которой устанавливается вилка.
Тормоз , Brake
  Механизм для затормаживания движения байка. По типу приложения тормозного усилия делятся на ободные (торможение осуществляется за счёт схватывания тормозом обода колеса), дисковые (торможение происходит за счёт схватывания ротора) и втулочные (колесо затормаживается механизмом внутри задней втулки при вращении педалей назад). По типу привода тормозных колодок различают механические, гидравлические тормоза и более редкие - гидро-механические.
Трещётка
  Блок звёзд, с механизмом сцепления внутри, который накручивается на корпус задней втулки. Аналогична сочетанию кассеты и барабана у новых втулок. Второй вариант - трёщётка с одной звездой, используемая на БМХ втулках, его также называют фривиллом.
Трос , Cable
  Стальной плетёный тросик с наконечником на одном конце, для закрепления в манетке или тормозной ручке.
Успокоитель цепи, Успок , Chain Guide link
  Деталь, ограничивающая колебания цепи и слетание её при тряске с ведущих звёзд. Состоит их одной-двух пластин, крепящихся к раме, на которых установлены ролики или иные приспособления, прижимающие/придерживающие цепь.
Ушки
  Специальные детали на раме для крепления гироротора на стакане или успокоителя цепи с ISIG типом крепления. А также аналогичные, выступающие из детали, элементы крепления с резьбовыми отверстиями.
Флиппер
  Лента из резины или других полимеров, для защиты камеры от спиц и от выдавливания её в отверстия для нипелей во внутренней стенке двойных ободов
Чашка , Cup
  Деталь в форме короткой чашеобразной трубки, для установки в ней подшипников рулевой колонки или каретки.
Шатун , Crank
  (рычаг кривошипа) - элемент привода, обеспечивающий крепление и вращение ведущих звёзд относительно оси каретки, а также установку педалей и байкера на байк ).
Штаны , Lower Legs
  Деталь аммортизационной вилки, внешние трубки с поверхностью скольжения внутри, в которых устанавливаются и закрепляются ноги вилки. У обычных вилок трубы штанов распологаются в нижней части вилки, соединены гориллой и имеют крепления для колеса. У "перевёртышей" они располагаются сверху и крепятся посредством одной или чаще - двух корон к штоку вилки.
Шток , Stem
  1)Труба, за которую вилка крепится в рулевой колонке и соединяется с выносом.
2)Стержень или трубка внутри аммортизационной вилки или заднего аммортизатора, на котором крепится один конец пружины или клапан демпфера.
Эксцентрик , Skewer
  Деталь, закрепляющая ось колеса в дропаутах. Стальной стержень с гайкой на одной стороне и эксцентриковым зажимом на другой, который вставляется в полую ось втулки. Бывают с осями 4 и 9 миллиметров.
Якорь
  Приспособление для затягивания безрезьбовой рулевой колонки или крепления выноса в штоке вилки с резьбовой рулевой колонкой. Первый вариант состоит из основы, которая крепится в штоке вилки и чашки с болтом, которыми стягивается рулевая колонка перед затягиванием выноса. Второй вариант - для резьбовых рулевых - состоит из якоря, который фиксирует трубу выноса в штоке вилки и затягивающего его болта.